Бороться методом кнута и пряника, заставлять сидеть над учебниками, контролировать процесс — или пустить все на самотек?
Рассуждает Катерина Мурашова - возрастной психолог, специалист по медицинской, подростковой, семейной психологии, член Союза писателей.
- Поскольку я работаю в детской поликлинике, ко мне часто приходят семьи с детьми школьного возраста. И едва ли не самой частой причиной для их обращения к психологу является успеваемость чада. А еще точнее, проблема, выражаемая практически всегда одной и той же фразой: «Понимаете, он (она) совершенно не хочет учиться!»
Реальные проблемы школьной успеваемости (ребенок или подросток не понимает объяснений учителя, не может выучить материал, решить задачи, обобщить, выделить главное и т. д.) меркнут по сравнению с этим ведущим и откровенно экзистенциальным посылом. Особенно это, разумеется, относится к ученикам средней и старшей школы. Родители, как правило, уверены, что если бы он вот прямо сейчас «захотел», «взялся», «не ленился» и т. д., то все с учебой было бы нормально или даже очень хорошо. Удивительно, но учителя, судя по всему, массово поддерживают это странноватое родительское мнение. То есть получается, что ребенку надо просто что-то такое сказать или объяснить (ничего снаружи не меняя) и он — р-раз! — и захочет учиться!И приходят, и просят: «Ну скажите хоть вы ему, что надо учиться! А то он (она) уже ни нас, ни учителей не слушает!»
«А меня, незнакомую тетку, послушает, что ли?!» — бормочу я себе под нос и с долей неуверенности спрашиваю вслух: «А может, если он не хочет учиться, тому есть какая-то причина?»
«Да они все сейчас такие!» — в сердцах отвечают родители и ссылаются на компьютер, телевизор и масскультуру, которые якобы отвратили их чадо от романов Достоевского, экономической географии и решения дифференциальных уравнений. Мне смешно.
Призванное к ответу чадо сидит на банкетке в кабинете, шаркает ногами по ковру, крутит в пальцах что попадется и подтверждает, что да, учиться ему не хочется совершенно. Уже давно. А может, и никогда не хотелось, просто оно боялось, что родители и учителя будут ругаться. Точно оно уже не помнит.
— Но что же нам с ним теперь делать? — восклицают обескураженные родители. – Ведь без образования-то никуда...
И мне уже не смешно.
Скажу сразу: несмотря на обширную практику в этом столь важном для родителей вопросе, у меня так и не появилось никакого внятного алгоритма его решения.
Каждый раз я пытаюсь исходить из индивидуальной ситуации и иногда достигаю поистине вершин оригинальности. Например, один пятиклассник с гипердинамическим синдромом по моей рекомендации учил уроки, катаясь на велосипеде, другой читал учебники, только вися вниз головой на турнике. Два десятиклассника под моим руководством сочиняли роман-фэнтези в виде учебника истории (по образцу учебника географии от Сельмы Лагерлёф). А одна девочка ушла из престижной гимназии (которую безбожно прогуливала) в медицинское училище и стала там круглой отличницей.
Но многим помочь так и не удается — моего творческого запала и инициативы родителей попросту не хватает, чтобы преодолеть инерцию «нехотения» данного конкретного ребенка.
И потому меня не покидают сомнения: если проблемы «не хотящих учиться» чад у сотен семей так похожи, так, может быть, существует и какое-то «правильное» решение этой задачи? Ведь любой обучавшийся математике знает: иногда можно подобрать корни уравнения, опираясь на интуицию. Но лучше все-таки знать, как его решить. И в идеале иметь обоснование, почему именно этот способ решения является самым эффективным.
Так что же все-таки делать?
В общем-то вариантов не так уж много.
1. Если ребенок не хочет учиться, а ценность образования представляется родителям безусловной, значит, его нужно просто заставить. Есть проверенная веками система поощрений и наказаний: если применять ее творчески, можно добиться неплохих результатов в управлении процессом. Потом чадо повзрослеет, разберется что к чему и еще будет нам благодарно за то, что не обращали внимания на его капризы.
2. Ничего не бывает просто так. У «нехотения» всегда есть конкретная причина. Возможно, ребенку не подходит эта программа, эта школа, эти учителя. Он не может и не хочет усваивать знания в одной форме, но, вполне вероятно, захочет, если форму поменять. По-настоящему заинтересованные в качественном образовании ребенка родители должны искать, пока не найдут нужное, и интерес ребенка к учебе не восстановится.
3. Не нужно заставлять и давить на ребенка, а также экспериментировать на нем и перетаскивать его из школы в школу. Он личность, а не объект приложения наших амбиций. Вспомните, как вы сами любили правила синтаксиса, химию галогенов или решение квадратных неравенств. Школьное образование — это еще не все. Пусть занимается тем, что ему нравится, и ищет себя. Со временем он сам во всем разберется.
Какой из трех вариантов представляется вам самым разумным и почему?
А может быть, вы хотели бы предложить четвертый (пятый, шестой) вариант, поделиться своим родительским опытом?
Адель Фабер, Элейн Мазлиш
Как говорить с детьми, чтобы они учились. Издательство Эксмо, 2011 г.
Как говорить с детьми, чтобы они учились. Издательство Эксмо, 2011 г.
Вторая книга авторов многомиллионного бестселлера «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Уникальные стратегии общения, простые и доступные диалоги и великолепные комиксы помогут родителям и учителям понять, как приучить детей к сосредоточенности, самодисциплине и сделать из них отличников в учебе и в жизни.
Книга поможет: развить внимание и интерес к учебе,
достичь взаимопонимания, не прибегая к наказаниям и угрозам,
помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками и учителями,
приучить к дисциплине и ответственности, мотивировать ребенка на успех и привить ему лидерские качества
Премия за "Превосходное решение проблем с учебой" от журнала Child.
Книга поможет: развить внимание и интерес к учебе,
достичь взаимопонимания, не прибегая к наказаниям и угрозам,
помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками и учителями,
приучить к дисциплине и ответственности, мотивировать ребенка на успех и привить ему лидерские качества
Премия за "Превосходное решение проблем с учебой" от журнала Child.
Ирина Огнева | 12 августа 2011 г. в 11:45
У меня самой были сложные отношения со школой. поэтому, наверно, со своими детьми я воплотила совет №3. определенную роль сыграло перепрофилирование их школы, находящейся у нас во дворе, в лицей с математическим уклоном. и если у сына нежелание было стабильным, то дочь в подростковом возрасте резко "забила" на учебу.
но проблема еще и в том, что вот этой убежденности, что "без образования никуда" у меня нет. и у детей нет. когда столько раз убеждаешься, что решают деньги и связи, понимаешь, что образование неважно :-(((
VolNa: | 14 августа 2011 г. в 20:58
Всем - и родителям, и учителям - читать
35 кило надежды Анны Гавальда
GeorgiNNa похоже, уже читала... Во всяком случае, её педагогические новации достойны восхищения! И это хорошо, что "алгоритма нет": с детьми надо по-человечески...
GeorgiNNa | 15 августа 2011 г. в 10:14
Ду нет, это не я такая умная, это Катерина Мурашова (очень, кстати, интересный товарищ!). Гавальду не читала, надо будет нарыть в интернете. По-человечески у меня с ребенком не получается, все в конечном итоге кончается ором и моими слезами:-(((
Никки | 27 ноября 2011 г. в 07:08
Здравствуйте. Мне 15 лет, я учусь в 10 классе. Учусь вполне успешно, только...Я НЕНАВИЖУ ШКОЛУ. Ненавижу учителей, которые каждый день капают на мозги, ненавижу некоторые предметы (хотя за это, наверное, стоит сказать спасибо учителям). Перейти в другую школу нет возможности, т.к. я учусь в профильной. Но, черт, я так не хочу учиться >.< Правда, все равно учусь, не на подгоняе от мамы, а на собственных убеждениях. Но почему я должна учить то, что мне не понадобится в будущем, и должна уважать учителей, которые и преподовать то нормально не могут? За что их уважать? Один домагивается, от другой постоянно перегаром несет, третья истеричка...
GeorgiNNa | 27 ноября 2011 г. в 10:17
Милый ребенок! Вспоминаю себя: *Но почему я должна учить то, что мне не понадобится в будущем?..* Если бы знать, что ждет нас там, в этом будущем... Учиться все равно надо, чтобы сдать гребаный ЕГЭ, чтобы поступить на бюджет (у Вас ведь родители не миллионеры?) Конечно, не хочется, а Вы думаете мы, взрослые, с удовольствием ходим на работу, выполняем домашние обязанности? Но это жизнь, и от нее никуда не денешься. Просто сейчас Вы стоите на пороге этой жизни, и только от Вас зависит, как она сложится: представляете, в 35-40 лет тоже есть жизнь, но уже поздно что-либо исправить. Безумно жаль свою глупую юность, потраченную на всякию ерунду, а в итоге: малооплачиваемая работа, никакого карьерного роста. И понимаешь, что истоки всего этого - в детском *не хочу учиться*.
По поводу учителей. Ну, капать на мозги - это их работа. ПостУпите в институт, и никто Вас доставать не будет - не сдали сессию, не получили зачет - забирайте документы. Во взрослой жизни никто никому не нужен. А уважать надо за то, что учителя - люди, старше Вас, мудрее Вас (даже просто по жизненному опыту), с образованием, немного выше Вашего (без обид). Ну вот все мы люди, со своими слабостями, проблемами, нервной организацией. Пожалейте нас, издерганных, замученных, истеричных. Мы же тоже бываем хорошие, когда с нами по-хорошему.
А *домагивается" - это Вам срочно в полицию! Или припугните хотя бы, с эти сейчас не шутят.
Никки | 27 ноября 2011 г. в 15:34
А, историк, еще не самый страшный человек в нашей школе) Пытались уже, но никто на наши жалкие попытки внимания не обратил, сказали только, что нечего придумывать о_О (уж лучше это действительно было выдумкой!)
А на бюджетку идти я не собираюсь, т.к. вообще хочу учиться в Китае)) Там дороговато, но это только первый год-два, когда на языковых курсах...потом надо постараться и получить грант или стипендию...
Ведь учитель это какой-то...грант морали, что ли о_О Он выучился и теперь работает для того, чтобы научить нас чему-то. Ведт так? Так за что платят тем, кто может только отвращение к предмету вызвать? Ладно, истерчику пропустим, она все же интересно рассказывает, но почему к детям (если условиться, что в 15-16 лет ты все же ребенок, пусть даже только официально) подпускают человека, который болен алкоголизмом? М? И какое право он потом имеет говорить нам, что "алкоголь это плохо"? Черт, да, мы можем напиться до поросячьего визга (не все, конечно, но есть такие субъекты), но ведь никто из нас не приходит после этого в школу и не не начинает читать какие-то пяьные лекции "детям", вынужденым сидеть по 7 уроков, т.к. иначе нельзя. Даже наши курящие мальчики не курят в школе или до нее, потому что у одной моей одноклассницы аллергия на сиграетный дым, а вот нашей учительнице по биологии(!) на это как-то наплевать. И зачем нам это ОБЖ, если наше дело тихо сидеть 40 минут? Лучше домой сходить, пообедать. Хотя, в принципе, удобно - можно отдохнуть или часть уроков сделать. Зачем мне и еще нескольким ученикам сидеть на физ-ре, хотя мы освобожденны - кто на полгода, кто на весь год? Однокласснице так один раз мячик в лицо прилетел, сбил очки, те упали и стекло разбилось. Кошмар, короче. А на мозги капать - это не их работа, а способ оторваться на нас, психоз сво выпустить. Вот и бесяться, когда начинаешь отвечать им. В 8-9 классе их любимой темой было "вот, скоро ГИА", теперь "скоро ЕГЭ" и "не хотите учиться - идите в ПТУ!" >.< Еще полтора года терпеть весь этот ужас...Да, соглашусь, учителя тоже люди, но ведь и мы люди! У нас подростковый возраст в разгаре, нервый ни к черту, в семье проблемы...так они еще и масла в огонь подливают своим "капаньем" или словами, брошенным родителям "вот, такой талант зарывать! совсем не учиться" и т.д. Какого...я не учусь?! Я с д/з иногда до часу сижу. В этом году нам еще и на субботу уроки поставили...
А, еще один вопрос - какое максимальное число часов в неделю у старшеклассников? И, да, просите за такое кол-во знаков и бурю эмоций)) "Накипело" просто.
Никки | 27 ноября 2011 г. в 15:41
Никки | 27 ноября 2011 г. в 15:43
И, да, если посмотреть сайт "стена ненависти" ---> рейтинг за год, то выясниться, что школа на третьем месте, ее опередила Россия и все люди в целом х)) Но, как ни странно, жизнь ненавидят и то меньше.
GeorgiNNa | 27 ноября 2011 г. в 18:59
Грант морали - это Вы сильно сказали. Обычный человек, часто с не сложившейся личной жизнью. Ведь учителей по призванию - единицы. Может, Вам на что-то отвлечься от школы? Спорт, танцы, фото, видео, музыка? Мы часто зацикливаемся на каком-то предмете, а нужно, наоборот, расфокусировать внимание. Все равно с этим надо жить, тем более школу поменять не удастся.