В России традиционно сказки были одним из важнейших инструментов воспитания ребенка. Наши предки, сами того не зная, руководствуясь лишь интуицией и любовью к детям, изобрели наиболее эффективный способ воспитания чувств. В наше время психологи присвоили этому методу название «сказкотерапия».
В народных сказках собран богатейший опыт человечества, многие созданы на основе библейских сюжетов. С первых лет жизни человек с помощью сказок познает мир, получает представление о добре и зле, о многообразии человеческих отношений. С помощью ярких образов сказка учит, развивая воображение малыша и не навязывая при этом скучных правил. Читать сказки ребенку перед сном – важнейшая обязанность родителей, избегать которой мы не должны ни при каких обстоятельствах. Считается, что сказки, прослушанные в детстве, закладывают глубоко в подсознании человека мощный механизм психологической защиты – веру в чудеса и возможность найти выход в любой сложной ситуации. Этот механизм включается в самые трудные моменты жизни и позволяет человеку их преодолеть. Поэтому сложно переоценить значение сказок в жизни малыша. Тем более недопустимо заменять их просмотром телевизора. Кроме того, психологи считают, что человек бессознательно избирает любимую сказку как модель своей взрослой жизни и очень часто руководствуется сказочными сюжетами.
Конечно, сказки бывают разные. Детям до 5 лет не стоит читать некоторые сказки Андерсена – они очень красивы, но часто с грустным концом. Сказки братьев Гримм не читай детям перед сном, так как сюжеты из немецкой мифологии могут поражать даже воображение взрослых (чего стоит один образ девочки с отрубленными руками, которая несла их в мешке за спиной). Для малышей лучше выбирать добрые сказки с хорошим финалом. После 5 лет дети уже хорошо понимают отличие сказки от реальной жизни, могут самостоятельно оценивать персонажей, и их библиотека может пополняться самыми разными сюжетами.
В народных сказках собран богатейший опыт человечества, многие созданы на основе библейских сюжетов. С первых лет жизни человек с помощью сказок познает мир, получает представление о добре и зле, о многообразии человеческих отношений. С помощью ярких образов сказка учит, развивая воображение малыша и не навязывая при этом скучных правил. Читать сказки ребенку перед сном – важнейшая обязанность родителей, избегать которой мы не должны ни при каких обстоятельствах. Считается, что сказки, прослушанные в детстве, закладывают глубоко в подсознании человека мощный механизм психологической защиты – веру в чудеса и возможность найти выход в любой сложной ситуации. Этот механизм включается в самые трудные моменты жизни и позволяет человеку их преодолеть. Поэтому сложно переоценить значение сказок в жизни малыша. Тем более недопустимо заменять их просмотром телевизора. Кроме того, психологи считают, что человек бессознательно избирает любимую сказку как модель своей взрослой жизни и очень часто руководствуется сказочными сюжетами.
Конечно, сказки бывают разные. Детям до 5 лет не стоит читать некоторые сказки Андерсена – они очень красивы, но часто с грустным концом. Сказки братьев Гримм не читай детям перед сном, так как сюжеты из немецкой мифологии могут поражать даже воображение взрослых (чего стоит один образ девочки с отрубленными руками, которая несла их в мешке за спиной). Для малышей лучше выбирать добрые сказки с хорошим финалом. После 5 лет дети уже хорошо понимают отличие сказки от реальной жизни, могут самостоятельно оценивать персонажей, и их библиотека может пополняться самыми разными сюжетами.
Сказкой можно лечить, корректировать поведение малыша. Вот основные приемы сказкотерапии, очень понятные и легко доступные каждой внимательной маме:
- Подбирай сказки в зависимости от того, какие негативные стороны характера ты хочешь подкорректировать. Например, жадность очень хорошо представлена в «Сказке о рыбаке и рыбке», если растет неуверенная в себе девочка – ей подойдут «Золушка», «Русалочка». Причем не нужно навязывать обсуждение сказки с ребенком – он будет делать выводы сам. Если начнет задавать вопросы – замечательно, тогда ты сможешь задать правильные ориентиры.
- После прочтения сказки лучше не опутывать ребенка нравоучениями («вот видишь, как плохо поступил этот мальчик и был наказан…»), а предложить нетрадиционные способы обсуждения. Например, попросить нарисовать запомнившиеся ситуации, придумать игру по сказке, подобрать мелодии, подходящие по настроению тому или иному сюжету. Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а тебе – лучше понять своего ребенка.
- В сказкотерапии используются индивидуальные сказки. Научись придумывать сказки, максимально похожие на реальную ситуацию. Герой сказки должен быть похож на твоего ребенка – это сразу привлечет его внимание. Жизнь главного героя, ситуации, в которые он попадает, должны быть такими, чтобы ребенок узнал в них себя. Основная идея сказкотерапии – сказочный герой (а с ним и ребенок) ищет выход и находит его.
Ольга Денисова.
Хотя книга Натальи Сакович "Практика сказкотерапии" предназначена специалистам (психологам, социальным педагогам, воспитателям, классным руководителям) - мамам полезно с ней познакомиться
Издание представляет собой сборник сказок, игр и сказко-терапевтических программ, разработанных психологами-практиками.
Представленные коррекционно-развивающие программы предназначены для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подростками, педагогами и родителями. Одна из программ может быть использована в работе психологического школьного театра.
Предлагаемые программы имеют подробное описание, что позволит специалистам включать их в свою практику как целиком, так и в качестве отдельных занятий.
Издание представляет собой сборник сказок, игр и сказко-терапевтических программ, разработанных психологами-практиками.
Представленные коррекционно-развивающие программы предназначены для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подростками, педагогами и родителями. Одна из программ может быть использована в работе психологического школьного театра.
Предлагаемые программы имеют подробное описание, что позволит специалистам включать их в свою практику как целиком, так и в качестве отдельных занятий.
0 коммент.: