Что такое пестушки?

Когда малыш только что проснулся, но еще вял и пребывает в по­лусонном состоянии, ему нужно помочь «встряхнуться», отойти ото сна, преодолеть дремоту и выйти на уровень активного бодрствова­ния. Народная традиция закрепила ряд процедур, направленных на активизацию нервных процессов, восстановление кровообращения и возбуждение жизнедеятельности организма. К ним относится преж­де всего старое, но незаменимое средство — массаж. Еще в древние времена были найдены основные приемы массажа младенцев, свое­образно закрепленные и в пестушках — одном из видов устного народного творчества.
Массаж младенца
Пестушка — это определенное руководство матери к действию. По форме она представляет короткий стихотворный напев, имею­щий ритмическую организацию и характерную «воркующую» мело­дику. Но подобная звуковая стимуляция младенца должна обязатель­но сопровождаться тактильным раздражением в виде мягких при­косновений матери к телу ребенка, ее определенных движений. В этом и состоит глубинное значение пестушки как средства физического и психического воспитания детей на ранних этапах жизни.      Ритм пестушки, ее смысловое        содержание подсказывали матери, в какой последовательности и с какой скоростью совершать необходимые движения. Так, рас­пеленав малыша после сна, мать плавными движениями рук начи­нала поглаживать тельце младенца — сначала от шейки до ступе ней ног, затем от середины груди до кистей рук и т. д. — ласково приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Если малыш в ответ издавал звуки, мать обязательно включалась в этот «разговор»: «А в роток говорок, агу, агу, маленький, а в роток говорок, агу». Или произнося: «А в головку — разумок», — нежно гла­дила малыша по головке.
Существовал и некоторый комплекс физической зарядки, направ­ленный на развитие отдельных групп мышц и двигательных навыков. Чтобы научить ребенка уверенно стоять, а затем и ходить, сохраняя равновесие, нужно было, прежде всего, укрепить мышцы его нижних конечностей. Это начинали делать с самого раннего возраста.
Когда ребенок становился на ножки, его держали под мышки, при­поднимали, опускали и озорно подпевали:
Дыбок, дыбок,
Завтра годок!
Дыбок, дыбок,         
Целый годок!
Радость взрослого, четкая ритмика пестушки передавались мла­денцу, создавая у него веселое настроение, — и вот он уже сам, под­бадриваемый матерью, стремится вновь и вновь повторять свои первые движения.
Обучение ходьбе
Позже, когда подходило время освоения более сложных форм — ходьбы, прыжков, бега, — наступал черед другим пестушкам, кото­рые имели свою ритмику, соответствующую характеру вырабатыва­емого двигательного навыка. Например, обучение малыша ходьбе и бегу могло сопровождаться такой приговоркой:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ топ топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!
Первые шаги ребенка сопровождались присказками, стишками. Мать, которая обычно учила ребенка ходьбе, звала его к себе ласко­вым голосом и жестами. Наиболее распространенным приговором было «та-та-та», этим звукам приписывалось магическое действие по «распутыванию» ног ребенка.
Развитие других частей тела
Определенные упражнения существовали и для развития мышц шеи, рук и других частей тела. Мать, например, сажала ребенка на колени лицом к себе и, взяв его за ручки, разводила их в стороны под «аккомпанемент» подходящей пестушки:
Тятеньке — сажень,
Маменьке — сажень,
Дедушке — сажень,
Бабушке — сажень,
Брату— сажень,
Сестрице — сажень,
А Колюшеньке —
Большую, набольшую!
Использовался также прием быстрых, «взмахивающих» движений руками ребенка («Сова летит, сова летит») или медленного разведе­ния рук, имитирующего плавательные движения. Соответственно из­менялся и ритм пестушки, он становился более растянутым, плав­ным: «Лунь плывет, лунь плывет».
Интересно, что уже с самых первых месяцев жизни ребенка обуча­ли именно действию, т. е. определенной последовательности движений, скрепленных каким-то значением. Это способствовало не только раз­витию сложных координированных движений скелетной мускулатуры, но и закреплению единства объекта и движения в целостном образе. В свою очередь, у малыша формировались первые представления о том, «что могут делать» окружающие его предметы и он сам.
Так, освоение произвольных движений руками сопровождалось незамысловатой припевкой:
Уты, уты полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
Уты, уты, уты...
 
Таким образом, всякая пестушка одновременно решала три задачи — развивала ребенка физически, учила его последователъно мыслить и дарила радостные эмоции.

Пестушки вы можете найти во всех арзамасских библиотеках. Полезной будет и эта книга:
Федорова, Г.П. Игра – путь воспитания и развития малыша. Колыбельные, пестушки, двигательно-речевые композиции, народные и авторские игры / Г.П.Федорова. – СПб. : Паритет, 2007. – 80 с.


0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Яндекс.Метрика