Среди неистощимого богатства методов и средств физического развития и воспитания детей раннего возраста выделяются так называемые потешки, применяемые в системе народного воспитания, как правило, в конце первого — начале второго года жизни ребенка.
Слова, ритмика, игровые действия, сопровождающие исполнение потешки, направлены на одно: развеселить, позабавить, потешить ребенка; создать яркий, положительно окрашенный эмоциональный фон, необходимый для его активного включения в процесс двустороннего взаимодействия.
Слова, ритмика, игровые действия, сопровождающие исполнение потешки, направлены на одно: развеселить, позабавить, потешить ребенка; создать яркий, положительно окрашенный эмоциональный фон, необходимый для его активного включения в процесс двустороннего взаимодействия.
Познание мира начинается, прежде всего, с познания человеком самого себя. И поэтому недаром «объектом» игровых действий взрослого с малышом становились части его тела: ручки, ножки, пальчики. Двигая ручки ребенка к себе и от себя, мать припевала:
Ай тата, тата, тата,
Пожалуйте решета —
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечем блинка —
Покормить сынка!
Хорошо известные и сегодня потешки «Ладушки-ладушки» и «Сорока-ворона» также предназначались для развития навыков движения рук, в частности кистей и пальцев.
Важно отметить, что в игре ребенка не просто обучали достаточно сложным и тонко координированным движениям, но одновременно закладывали первичный словарный и понятийный запас малыша. И совершенно не случайно все действия с малышом сопровождались словами. Это делалось не только с целью развлечь малыша или попросту отвлечь его от какого-либо физического неудобства, переключить его внимание на другой раздражитель (вспомните, как мы сегодня, пытаясь накормить ребенка нелюбимой им манной кашей, развлекаем его всякими песенками и прибаутками: лишь бы еще одну ложечку съел!) Для нас гораздо более важно, чтобы слово закрепило ритмику, последовательность движений, дало особый знак действиям и вещам и тем самым способствовало развитию умственных способностей ребенка.
Сегодня врачи-логопеды знают, что если с раннего возраста говорить с малышом нормальным русским языком, то и он начнет говорить раньше, причем не отдельными словами, а целыми фразами. Более того, в будущем такие дети чаще всего обходятся без логопедов, потому что у человека очень рано проявляется особая память — память на фонетику, на точное восприятие и произнесение звуков родной речи. Именно в раннем возрасте закрепляется этническое своеобразие языка. В этом плане младенчество является критическим периодом для развития речи.
Народная педагогика настоятельно рекомендовала матери с самых первых минут жизни малыша стараться говорить с ним правильно, не утрируя и не искажая слова и фонетику.
Обыгрывая в процессе произнесения потешки названия различных частей тела, мать рано приучала ребенка к их осознанию, формируя в его понимании у него соответствующую «схему тела». Дотрагиваясь до тех или иных органов, мать называла их, весело приговаривая:
Нос лепешкой!
Нос лепешкой!
Щечки — булочки у нас.
Ай, люшеньки, люли,
Щечки — булочки у нас!
Зубки, словно миндалинки,
А глазки — коринки...
и т.д.
Потешки — это своеобразная школа игры, призванная обеспечить малышу адекватный способ познание окружающего мира.
Таким образом, колыбельные, пестушки, потешки комплексно и разнонаправленно воздействовали на ребенка, формировали его восприятие и память. Они не только способствовали его физическому развитию, но и создавали предпосылки для познания мира.
Unknown | 2 мая 2011 г. в 11:56
А иллюстрации Васенецова?! :) Если уж малыш рассматривает книжку потешек, а там такие иллюстрации - я всегда на это в библиотеке тоже обращаю внимание %). Это ведь даже в сравнение не идёт с теми попадающимися современными картинками, которые сейчас штампуются.
Ирина Огнева | 2 мая 2011 г. в 12:25
Конечно, иллюстрации к потешкам Ю.А.Васнецова - лучшие. На них выросло уже не одно поколение. И желательно малышам показывать именно их.
Елена Астапенко | 8 мая 2011 г. в 17:55
А у нас дома есть такая книжка и моя младшая дочь очень любит ее рассматривать. Купила именно потому что иллюстрации Васнецова. Сама их в детстве обожала.
Ирина Огнева | 8 мая 2011 г. в 19:30
У меня с детства сохранились с его иллюстрациями книги (в отличном состоянии), поэтому мои дети читали именно их. Но внукам придется покупать новые :-)
GeorgiNNa | 9 мая 2011 г. в 19:38
Ну, мать до внуков тебе...!
Ирина Огнева | 10 мая 2011 г. в 10:33
Не скажи... В любой момент меня от внуков могут отделить лишь 9 месяцев :-)